Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу в Ярославле
классическое место, откуда обычно фотографируют церковь Спаса на Городу.Отсюда она смотрится особенно эффектно. Но люди XVIII века, которые только что вышли со службы, её обычно такой не видели. На этом месте проходил земляной вал, защищавший от нападения врагов ярославский посад. Мало кто из ярославцев того времени смотрел на церковь с этой стороны. Они любовались храмом со стороны торговой площади. Церковь Спаса Преображения на Городу (другое название, встречающееся крайне редко, − Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу) была построена в 1672 году, как и большинство ярославских храмов, на месте прежнего, деревянного. Храм на пологом спуске, ведущем к берегу Которосли значится здесь еще с XIII века, с тех времен, когда Ярославль был центром удельного княжества, независимого от Москвы. Название свое он получил либо от расположения на городском торгу (что вероятнее), либо от стоявшей рядом башни стены Земляного города. Деревянные храмы на этом месте неоднократно горели и восстанавливались; последняя деревянная церковь Спаса на Городу сгорела в большом городском пожаре в 1658 году. Новая каменная церковь была построена на средства прихожан, в характерном для Ярославля XVII века стиле: без подклета, с шатровым приделом, с колокольней в северо-западном углу галереи. Ее архитектура очень сходна с храмом Иоанна Златоуста в Коровниках; собственно, храм в Коровниках и послужил образцом для постройки. Четверик основного объема не очень велик, зато это с лихвой компенсируется мощным пятиглавием: центральный барабан с куполом (даже без креста) по высоте равен четверику! Боковые главы также достаточно велики и массивны. Барабаны храма украшены более богато, чем стены. Наиболее пышно украшен северный фасад, выходящий на бывшую торговую площадь − это показывает, что здание строилось уже с учетом местоположения. Очень украшает храм завершение северо-восточного придела Архидиакона Стефана: стройный высокий шатер окружен рядом кокошников и увенчан маленькой главкой. Он придает храму живописную асимметричность. С юга к храму примыкает теплый Никольский придел, перестроенный в 1831 году в стиле классицизм и внесший сильный диссонанс в облик южного фасада здания. Роспись интерьеров храма была завершена очень быстро − за семь летних недель в 1693 году. Над росписями трудилась большая артель ярославских мастеров − 22 человека − во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым. Во время гражданской войны храм сильно повредили снаряды, и в 1919-1920 годах ее реставрировали. Позднее, в 1929 году храм был закрыт и передан под склад. С июля 2003 года возвращен верующим, и в нем ведутся службы.